Вышивка, вязаниеЧетверг, 28.03.2024, 14:44

| RSS
Главная | ПОДРОСТОК И ШКОЛА - KRESTIK: вязание, вышивка
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
KRESTIK: вязание, вышивка » Психология » Воспитание деток » ПОДРОСТОК И ШКОЛА (РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ)
ПОДРОСТОК И ШКОЛА
KrestInnaДата: Воскресенье, 11.05.2008, 23:53 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 7318
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
С образовательной системой человек знакомится с самого раннего возраста - детский сад, развивающие занятия в детских центрах, группы подготовки к школе и, наконец, само обучение в школе. Больше всего работ и исследований педагогов и психологов, касающихся проблем, сопутствующих обучению в школе, посвящено учащимся младших классов. Подробно описаны особенности их памяти, внимания, познавательной деятельности, сформулировано множество рекомендации по развитию этих психических функций, разработаны различные обучающие программы. Однако мы сегодня хотим поговорить именно о подростках, об их школьных проблемах и о том, как современная образовательная система влияет на развитие личности подростка.

Есть ли какие-то различия в школьных проблемах учеников начальных классов и подростков? Почему мы так разделяем эти две темы?

Безусловно. Трудности, с которыми сталкиваются ученики во время обучения в школе, свои для каждого возраста. И в каждом возрасте есть свои возможности и основные пути преодоления этих трудностей.
В младших классах основные трудности возникают чаще всего из-за так называемой школьной незрелости - недостаточной умственной и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе. Например, ребенок часто отвлекается, у него не развито внимание, он неусидчив, или у него игровые мотивы продолжают преобладать над учебными… Трудностей могут добавлять некоторые индивидуальные особенности ребенка - медлительность или чрезмерная гиперактивность, застенчивость или тревожность… Семейное неблагополучие также влияет на эмоциональный фон ребенка и сказывается на учебе. Тем не менее, в средних классах так называемых "неудачников" - неуспевающих учеников - больше, чем в начальных классах.


 
KrestInnaДата: Воскресенье, 11.05.2008, 23:53 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 7318
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
С чем это связано?

Не только с усложнением материала, как это принято думать. Это было бы слишком просто. Здесь дело в том, что практически любой ребенок-дошкольник действительно хочет пойти в школу - это закономерная следующая ступень его развития, новый статус, можно сказать почетный - "я уже школьник". И самое главное, что в этом возрасте ведущая деятельность (психологический термин, означающий ту деятельность, которая актуальна для ребенка в каждом конкретном возрасте) совпадает с задачами школьного обучения - это познавательная деятельность. То есть изначально ребенок младшего школьного возраста, если можно так выразиться, "обречен на успех". Если, конечно, не вмешиваются неблагоприятные факторы, о которых мы говорили выше. И если (что очень важно) в школе и дома будет создана соответствующая атмосфера - веры в успех, одобрения, поощрения самостоятельности. Успех или поражение ребенка зависит от первых пяти лет обучения.
Ребенок, у которого все складывалось благополучно на протяжении первых пяти лет обучения, гораздо больше уверен в том, что и дальше он будет успешным.
Существует так называемая "проблема пятых классов" - именно при переходе из начальной школы в среднюю становится очевидным неблагополучие некоторой части учащихся, которое потом трудно исправить, оно только нарастает.

А что же происходит в подростковом возрасте?

К среднему школьному возрасту картина меняется. Ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не означает, что учеба становится подросткам совсем неинтересна. Просто на первое место выходит и становится очень значимым личностный компонент. Подростку важно устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, важно самоутверждаться, получить определенный статус в коллективе, быть признанным. Именно в этом возрасте возрастает количество критических замечаний в адрес учителей, подростки начинают оценивать их как справедливых или несправедливых, искренних и не очень, понимающих и агрессивных, директивных. Подростки начинают отстаивать право на свое личное мнение, и, если не удается реализовать себя и добиться успеха в какой-либо социально-приемлемой деятельности, подростки начинают самоутверждаться неприемлемым путем - нарушая дисциплину, прогуливая, совершая противоправные поступки.


 
KrestInnaДата: Воскресенье, 11.05.2008, 23:54 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 7318
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
И все чаще от подростков можно услышать такие высказывания: "Мне неинтересно учиться", "Мне это в жизни не пригодится", "Мне лень, не хочется, скучно….".
Что происходит?

Учителя в таких случаях говорят о недостатке школьной (учебной) мотивации, однако мало объясняют, почему это так распространено. Попытки оказать давление (применение силы, угрозы, наказаний) и тем самым создать мотивацию, как правило, безуспешны - или действуют до тех пор, пока вызывают страх.

Действительно, есть дети, которым явно не хватает ответственности за процесс и результаты своей учебы. Порой это подкрепляется и учителями, и родителями - когда они начинают полностью контролировать этот самый процесс учебы, не оставляя места самостоятельности и активности ребенка, не оставляя ему права на ошибку и на встречу с последствиями этой ошибки.
Неплохо бы пораньше начинать учить детей самостоятельности и анализу собственных поступков. Например, ребенок ведет себя плохо. Мы можем начать вспоминать все его прегрешения, грозить наказанием. Тут нет ответственности - учитель или родитель сам оценивает поведение, сам назначает ответственность.

Как же передать ответственность ребенку?

Например, ребенку по какой-то причине не дается математика. Возможно, он достаточно бурно реагирует на это, заявляя, что учебник написал "тупой" автор, учительница несправедлива, и вообще он собирается стать журналистом, например, и математика ему не нужна.
Понятно, что все эти слова хоть могут и выглядеть правдиво, на самом деле служат оправданию собственной несостоятельности, которая вполне обратима.

С ребенком надо общаться! "Давай попробуем понять, что происходит. Ты не можешь решить пример, начинаешь злиться и ругать математику. Тебе это помогает справиться с проблемой? Что произошло такого, что тебе так сложно справиться с этим примером? Была пропущена тема, и теперь все кажется непонятным. А что могло бы помочь? Что следует сделать перед тем, как начать его решать? Если хочешь, можем попробовать вместе. Думаю, у тебя должно получиться". И если получается, дети как-то подозрительно быстро забывают, что учебник написал тупой автор, что учительница несправедлива, и что журналисту математика не нужна.

Но на это нужно терпение.


 
KrestInnaДата: Воскресенье, 11.05.2008, 23:54 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Проверенные
Сообщений: 7318
Награды: 5
Репутация: 8
Статус: Offline
Учителя, также как и родители, часто вынуждены реагировать на нарушения дисциплины и снижение успеваемости применением к учащимся различных санкций.

К сожалению, в современной школе существует практика передавать "неудачников" в другие инстанции - чтобы ими занималась правоохранительные органы, приходящие специалисты, врачи, психологи, социальные работники. Но, как правило, это не приводит к положительному результату. Более того, часто ребенок получает "ярлык" двоечника, хулигана и так далее, и шансы на исправление ситуации уменьшаются. Есть такой эффект - описан в социальной психологии - называется эффект "самореализующегося пророчества" - когда ребенок, выслушивая негативные высказывания в свой адрес и плохой прогноз на будущее, в конце концов начинает себя вести в соответствии с этими пророчествами.

Тем не менее, в большом числе случаев подправить ситуацию возможно (теоретически). Только для этого нужны большие согласованные усилия и школы, и семьи.
Я скажу вещь, которая мне кажется очень важной, едва ли не самой важной. Но оттого, что она просто звучит, она не становится простой в исполнении.

Что же это?

Такие подростки - "трудные", неуспевающие, возможно, вызывающие неприязнь своими поступками должны попасть под эмоциональное влияние тех, кто в них искренне заинтересован. Учителя часто стоят над ребенком, не снисходя до эмоционального контакта. Когда мы начинаем понимать и верить, что, несмотря на прошлые неудачи, подросток может добиться успеха в настоящем и будущем, когда в прошлом мы начинаем искать не причины неудач (а одна неудача порождает другую), а причины успехов и позитивные моменты, тогда у нас появляется шанс. И это воздействие должно производиться в коллективе, где находится учащийся - в школе. Хорошо, когда и учителя, и родители видят в детях не недостатки, а потенциальные возможности.
Детям нужны не проповедники и диктаторы, а настоящие наставники - помощники.


 
KRESTIK: вязание, вышивка » Психология » Воспитание деток » ПОДРОСТОК И ШКОЛА (РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Вязание крючком и спицами и вышивка крестом - схемы и модели 2011 - 2012 года скачать бесплатно © 2024
Сайт управляется системой uCoz