Без сомнений – да, утверждают искусствоведы. И не только они, но и
те, кто любуется и завороженно разглядывает их творения. Например,
вышитые изделия (разумеется, выполненные безукоризненно и с любовью).
Искусство
вышивания издавна ценилось на Руси. Традиции вышивки следует искать еще
в дохристианской эпохе. Особенно популярно было орнаментальное шитье.
Вышитые узоры украшали одежду и бытовые предметы и служили
своеобразными оберегами от злых сил. В каждой семье женщины должны были
владеть различными видами рукоделья, в том числе и вышивкой, причем,
семья могла быть богатой, бедной, среднего достатка... но женщины
просто обязаны были заниматься рукоделием. Богатство невесты очень
часто определялось количеством и сложностью так называемых «украс» –
орнаментов вышитых предметов: полотенец, рубах, платков, скатертей...
При
дворах князей, бояр, богатых служилых людей в Древней Руси имелись
вышивальные мастерские - светлицы, где проводили свой досуг все женщины
дома. Их работой руководила, как правило, сама хозяйка. Недаром даже в
«Домострое» (древнерусском руководстве об устройстве семьи XVI века)
предписывалось знать всякое рукоделие и служанкам, и хозяйкам. Читаем:
«Муж ли придет, простая ли гостья, всегда б и сама хозяйка над
рукоделием сидела, за то ей честь и слава, а мужу – похвала».
Высшей
добродетелью считалось вышивание разнообразных по предназначению
предметов для церкви: подвесных салфеток под иконы, покровов на
гробницы святых, облачения священнослужителей. Искусно вышитые
шелковыми, золотыми и серебряными нитями, жемчугом и драгоценными
камнями на дорогих тканях такие работы часто становились ценными
кладами церкви. Вышивальщицы в монастырях и частных мастерских владели
техникой шитья разноцветными шелками.
Лицевое шитье –
достаточно сложный вид вышивки. Это создание при помощи нюансов цвета
нитей и графического ритма стежков особого объемного изображения лица,
рук, тела святого. Искусство лицевого шитья пришло на Русь из
византийской традиции и было тесно связано с иконописью. Часто
мастерицы использовали канонические композиции, которые давали им
знаменщики, т.е. художники-иконописцы. Но при вышивке такие композиции
приобретали большую объемность и живость. На протяжении веков
развивались различные приемы золотного шитья, наиболее популярным была
техника шитья – прикреп. Золотные нити (это золоченое пряденое серебро)
укладывали поверх ткани, а затем незаметными стежками шелковых нитей
прикрепляли к ней. Такой техникой выполняли так называемые растительные
мотивы, или же мотивы геометрического характера (например, елочка,
денежка, городки, жемчуг и т.д.).
С XVIII века в досуг богатых
горожанок проникают модные вышивки крестом, цветной гладью, бисером.
Вместе с новыми образцами рисунков из стран Западной Европы в Россию
попадают и новые сюжеты, и новые виды изделий. Вышивали платки, кисеты,
кошельки, каминные экраны, появляются вышитые картины. Вышиванием
картин занимались и молоденькие девицы, и светские красавицы, и
убеленные сединами старушки. Вот почему А.С. Пушкин, чтобы подчеркнуть
исключительность его любимой героини Татьяны Лариной, которая «дика,
печальна, молчалива», пишет о ней в поэме «Евгений Онегин» следующее:
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл.
Склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
В
XIX веке Россия постепенно оказывается наводненной заграничными
образцами и рисунками для вышивок, модными журналами... Так вышивание
становится неотъемлемой частью массовой культуры конца XIX – начала XX
века. Может быть, поэтому в первые годы советской власти городское
орнаментальное искусство и вышитая картина были отнесены к мещанским
явлениям, с которыми велась суровая идеологическая борьба.
Однако
вышивка не умерла. Она развивалась в орнаментальных формах народного
искусства, и новый всплеск в послевоенные годы был достаточно
значительным, и те традиции, которые еще существовали, стали
развиваться с новой силой. Знаменательно, что сегодня работают два
поколения мастеров: те, кто был связан с традиционными школами вышивки
50-х годов, и новое поколение, пришедшее к творчеству самостоятельно
различными путями в 90-е годы.
Вышитая картина - это
своеобразная живопись, выполненная иглой. Вышитые произведения
пробуждают в людях небывалый творческий подъем, позволяют сделать дом и
мир уютнее и добрее. Этот вид домашнего творчества позволяет взглянуть
на мир, а также на себя и окружающих по-другому. Сходите в ближайший
музей народного искусства и почувствуйте это на себе. Не сомневайтесь!
– сработает.
Материал для статьи был «подслушан» на «Радио России».
Анна Иванова